«Пусть Лопатинский сад учится у американцев»

Евген Гаврилов
Парковед Алексей Тарасов о возможностях развития главной зоны отдыха в Смоленске

В воскресенье 12 мая на прясле смоленской крепостной стены прошла встреча с экспертом в области организации паркового дела или парковедом, как он себя называет, Алексеем Тарасовым. Человек, который отдал больше 15 лет своей жизни развитию и эволюции городских зон отдыха, сначала у себя на родине, в Липецке, а после в качестве приглашенного эксперта во многих городах и регионах России, встретился с коллективом Лопатинского сада.

В своей работе Алексей предпочитает метод положительного примера, а потому в его речи вместо «у вас это и это неправильно», звучат «а вот есть парк, где сделали вот так и это здорово». Разбирая по пунктам состояние и работу Лопатинского сада, он так же отошел от критики:

«В нашей стране главная проблема — чехарда революций, когда меняется городская власть или руководство парков, и новые люди ломают все, что было до них — три дня вам на то, чтобы все убрать, и будем делать свое, а при новой смене власти все опять повторится. Я рад отметить, что Смоленск третий на моей памяти город, где власть внезапно вошла в тренд адекватного диалога с народом, а смена мэра и приход в руководящее кресло Лопатинского сада Дмитрия Самохвалова прошли совершенно бескровно и в формате конструктивных диалогов. У нас в Липецке строился такой принцип долго и упорно — никаких революций, только эволюция, через появление и развитие концепции каждого отдельно взятого парка. Собирали общественников, СМИ, блогеров, экологов, урбанистов, дизайнеров, обсуждали сообща, раздавали анкеты, где люди сами указывали, что хотят видеть в обновленных парковых зонах, выводили общий знаменатель, при этом не стараясь всем угодить — это попросту невозможно. Что в итоге? Ну, за 5 лет мы в 4 раза подняли доходность наших парков, отказавшись от тех крох, которые мэрия называла дотационной помощью. У вас это так же возможно сделать».

В своей консультативной работе Алексей Тарасов часто добрым словом поминал США — что ни говори, а то, что в штатах научились организовывать парковый бизнес одновременно интересным и прибыльным — объективный факт. Там целая наука выстроена вокруг вопроса устройства каждого парка на максимизацию прибыли, и глядя на посещаемость всякого рода Диснейлендов, понимаешь, что система работает — насильно ведь миллионы людей к аттракционам не пригонишь.

«Вижу скептицизм, с которым мои слова о прибылях встречают люди, — пожимает плечами Алексей, — но надо быть реалистами. Только Москва может себе позволить существовать на дотациях. Насколько мне известно, столичные парки обходятся ежегодно бюджету в 9 миллиардов рублей, принося при этом лишь 900 млн прибыли. Регионы такое себе могут позволить? Увы. Значит, надо развиваться. Основных направлений, на которых базируется любой парк, три — аттракционы, фастфуд и сувенирка. Я с удовольствием отметил, что с последним пунктом у вас все хорошо — большой и универсальный магазин на Музыкальной набережной глаз радует».

Он так же посоветовал перенять здесь американскую систему, где доходы парков до 50% состоят из продаж мерча. Целые гипермаркеты, в которых сувенирка в первую очередь, полезна в быту — брендовая одежда, техника, утварь, а не одни только кружки и магнитики.

Насчет фасфуд-составляющей парковед высказался уже менее хвалебно. Делящийся на три уровня (вытянутой руки — сахарная вата, мороженое и т.д. прямо возле аттракционов; кафе-киоски для отдохнуть-посидеть; ресторанные зоны, под тематику парка), «едальный» бизнес в Лопатинском саду, например, показался ему в зачаточном состоянии — если закупленные стараниями Дмитрия Самохвалова новые стилизованные под эпоху СССР лотки были отмечены как явный плюс, места ликвидированных не так давно полуколхозных шалманов все еще пустуют, что не укрылось от его взгляда.

«Насчет ресторанов, я вам скажу, используйте свое главное преимущество — историю! Большинство парков в России — это банальные заасфальтированные прямоугольники с каруселями, а у вас есть богатейшее прошлое! Крепость, пруды, мостики, памятники. Я бы сделал ресторан прямо в крепости или же внутри одного из бастионов, подземный, как в Италии или Франции любят. Это же совсем на другой уровень вас поднимет! Я понимаю, что памятник федерального значения, но у вас же в городе есть один ресторан в крепости, так? Не чурайтесь проблем, законов запрещающих много, но их можно использовать себе же во благо, если знать подход. Мы с коллегами работали с парком в зоне особой природоохраны с соответствующими ограничениями. Проблема с канализацией? Делаем автономные туалеты, технологии есть. С водопроводом беда? Дезинфицирующие салфетки в помощь! А еду можно греть и в одноразовой посуде, не за сервизами в такие места ходят. Электричества мало? Романтичный полумрак старинного бастиона — атмосферно же».

Основная мысль, которую доносил на протяжении двухчасовой встречи с сотрудниками парка Алексей — начните любить свое детище и считать его лучшим, убеждая в этом и посетителей. Уход от шаблонов, что все плохо и будет только хуже — вот главный посыл его речи.

Хороший пример, которому последовало уже большинство российских парков, и коему неплохо было бы внять и смоленскому — единая система билетного контроля. Проще говоря — пластиковые карты вместо билетных касс у каждой карусели. В торговых центрах к этому давно пришли, но парки под открытым небом пока отстают, хотя плюсы налицо — удобнее один раз закинуть на депозит сумму и забыть про отсчитывание сотен и полтинников, поиски сдачи. По словам Алексея Тарасова, отсутствие единой системы снижает доходность парка процентов на 40! К тому же, весь мир сейчас подсел на иглу спец.предложений — в том же Лондоне просто не выгодно брать билет на «Око», лучше комплексный, со скидкой на сувенирку или мороженым в подарок. И уже давно не считается за анекдот «какое вино предпочитаешь? — по акции».

При этом человеческий фактор важно учитывать в работе во всех ее сферах. Приводя в пример ситуацию с одним из липецких парков, Алексей вспомнил случай, когда многодетные семьи при предъявлении соответствующего документа могли раз в месяц кататься на любых аттракционах бесплатно. Два года все работало как надо и акция пользовалась спросом, а на третий год появилось две обиженные семьи, написавшие жалобы во все инстанции на «жадных владельцев парка», с требованием сделать им бесплатно все и каждый день. Учитывая, что данная инициатива была сугубо частной, а не законодательной нормой, после раздутого скандала, ее попросту отменили.

«Психология людей — сложная штука и бесчисленное множество способов на ней сыграть себе и людям на пользу. Вашему парку, который только встает на путь преобразований, повезло — вы относитесь к так называемой третьей волне обновлений, после Москвы и прочих городов-миллионников, когда уже есть опыт других регионов, можно учиться на их ошибках, избегая, а не повторяя их. Я уже добавил директора вашего парка, Дмитрия Олеговича, в наш чат парковиков, где более 200 человек — пусть набирается опыта и консультируется. Есть множество реально работающих крутых фишек, которые можно и нужно заимствовать. Например, в сити-парке „Град“ в Воронеже инженерная служба получает деньги только когда специалисты не работают. Как только что-то выходит из строя, счетчик их зарплат останавливается и это лучший стимул ремонтировать быстро и на совесть, чтобы как можно дольше не было поломок».

Развитие интернет-кооперации для обмена информацией среди людей всех профессий — вот один из главных ключей к успешному развитию любых благих начинаний в регионах. Не глядеть волком на успехи соседа, а учиться и сообща улучшать то, что зарекомендовало себя, как работающее на благо. Пойдет ли на пользу смолянам эта встреча — покажет время, но хочется верить, глядя на первые положительные преобразования в парке за последние полгода, что все получится и Лопатинский заиграет новыми красками, привлекая снова и снова горожан и гостей Смоленщины на свою территорию.

«Лежал белый, с синими губами»: на трехлетнего малыша со сцены упала колонка

Дарья Климова

А виноватой в этом пытаются сделать его маму.
Жительница Смоленска обратилась к нам в непростой ситуации: ее маленький сын пострадал на массовом мероприятии, но чиновники не хотят приносить извинения. И пытаются обвинить в произошедшем саму Екатерину.5 мая обещало стать для этой смоленской семьи днем радостным и приятным во всех отношениях. На официальном открытие парка Соловьиная роща должна была выступать старшая дочь смолянки. Женщина взяла посмотреть на танец сестры своего младшего сына — 3-летнего

...

Российско-французская экспедиция впервые исследует Шеинов бастион в Смоленске

Евген Гаврилов

Археологи в течение месяца будут работать на уникальном историческом объекте.
Появление археологов в историческом центре Смоленска — всегда событие. Любое изыскание в городе с тысячелетней историей непременно приводит к множеству уникальных находок. Шеинов бастион, где сегодня обосновалась русско-французская археологическая экспедиция — земляное укрепление XVII века, возведенное на месте бреши в городской крепости, образовавшейся во время польской интервенции. Ранее здесь стояла Грановитая башня, взорванная во время осады Смоленска войском Михаила Шеина. За последние

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Продавец или/он же директор магазина вызвал клиента на улицу "поговорить". Сильно, конечно. Представляю, как он там начал "разговаривать", раз такой итог

Дмитрий Медведев
Новости партнеров


наверх